Православие - неизвестная религия

О новой теме.   14 голосов

  1. 1. Нужна ли на форуме тема (может, ветка), на доступном языке рассказывающая о православии?

    • Да, пусть будет для разнообразия
      5
    • Да, я бы такую просматривала(а) периодически
      9
    • На фиг не нужна
      0

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для голосования в опросе.

24 сообщения в этой теме

Желание начать тему вызвано тем,что несколько лет назад начав понемногу изучать православие, очень был удивлен своим незнанием и непониманием этого вероучения. В данной теме (если результаты опроса будут положительными) я бы хотел немного рассказать о том что я смог узнать о православии, что меня заинтересовало, удивило. Я и сейчас продожаю его изучать и готов это делать вместе с вами на страницах этого форума.

 

Я не священник и не клирик РПЦ, поэтому нет даже и тени желания проповедовать, просто на своем примере, а также из многочисленных бесед с друзьями и родственниками ,котроые, как и я, все сполошь крещенные, понял что у нас на самом деле в голове не совсем то представление о православии, что оно представляет из себя на самом деле.

 

Но сначала - опрос.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хотите убрать блок рекламы? Авторизуйтесь

Loading...

Благодраю за участие в опросе!

 

Я планирую писать небольшие посты на ту или иную тему и далее оставлять время в неделю-две для обсуждения возникающих вопросов.

 

Несколько предварительных тезисов:

 

1. Считаю уместными конструктивные дискуссии, споры, возражения, критику по любым темам. 

 

2. Я не претендую на истину в последней инстанции - мне показать интересно то, что православие само о себе говорит и пишет, его идеи о Боге, мире, человеке. Вопросы доказательств и истинности источников,  а также самого вероучения оставляю за рамками этой ветки (уж больно большой блок, хотя тоже интересные вопросы и есть что поизучать). Хотя если будет интерес в ходе обсуждения, может и залезем в эту область.

 

3. Заранее прощу прощения за большие перерывы, иногда неделями не добираюсь до интернет

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вступление)

Православие это перевод греческого слова "ортодоксия". Сам термин встречается уже со 2 века у первых христианских авторов. Значения у этого слова разные: "правильное учение", "правильное суждение", "правильное слАвление", однако для перевода выбрали именно последнее значение. Почему именно славление? Думаю тут надо немного погрузиться в историю. Следующий (и по сути первый) пост - об истории христианства.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

что ещё расскажешь?
Давай накидаю список вопросов, вдруг получится заинтересовать форумчан:

1. Празднуют ли православные день Обрезания Иисуса Христа (и зачем Иисусу сделали обрезание?)
2. На каком из вселенских соборов было признано наличие души у женщины?

3. Если в чашу для причастия попадёт муха, что с нею следует сделать исходя из канонов таинства?
4. Платят ли священнослужителям пенсию?

5. Почему православных церквей много, и какие могут быть основания, чтобы считать какую-то конкретную - истинной

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

что ещё расскажешь?

Давай накидаю список вопросов, вдруг получится заинтересовать форумчан:

1. Празднуют ли православные день Обрезания Иисуса Христа (и зачем Иисусу сделали обрезание?)

2. На каком из вселенских соборов было признано наличие души у женщины?

3. Если в чашу для причастия попадёт муха, что с нею следует сделать исходя из канонов таинства?

4. Платят ли священнослужителям пенсию?

5. Почему православных церквей много, и какие могут быть основания, чтобы считать какую-то конкретную - истинной

Еще - немного истории, в следующем посте)

 

1. Да, празднуют. Обрезание у иудеев (именно в этом народе родился Иисус Христос) было обязательным для мальчиков и означало вступление в народ божий, заключение с Богом Завета. Иисус Христос являясь Богом, которому никакое заключение завета не надо, естественно, принял обрезание как человек, показав тем самым необходимость соблюдения божьих установлений, а также то, что он истинный человек. Именно во время обрезания Ему дали имя Иисус, что значит "Бог спасает".

2. Такого собора и такого решения не было (да и не могло быть в христианстве), это очередной миф. Он возник на искаженном пересказе одного из незначительных эпизодов Маконского собора 585 года (вселенским он не был), когда один видимо неграмотный (это было время просвещения франков, варваров, и для них христианство было в новинку) епископ встал и сказал что женщину нельзя называть человеком. Другие епископы его тут же поправили и исправили, и на этом вопрос был решен (св. Григорий Турский. История франков. кн.8, гл. 20).

3. Муху следует вынуть и сжечь, вино - заменить, и продолжать службу («Служебник» в 2-х частях. Донской монастырь. Издательский отдел Московского патриархата. М., с.1991. Часть 2-я, с.486.).

4. Каждый приход - зарегистрированное юридическое лицо со соим штатом. Священники также платят налоги и отчисления, у них начисляется пенсия.

5. Православные церкви это те, которые исповедуют православие, значит они все истинные. Критерий - преемственнность от апостолов, исповедание Предания 7 вселенских соборов. Есть православные церкви которые не принимают решений 4х последних вселенских соборов, но об этом долго очень писать, нужно вникать в богословские темы. Некотороые аспекты учения этих церквей прзнаются не совсем верным, но все их таинства признаются действительными, людей оттуда в православие принимают, священиков принимают в "сущем сане".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

История христианства началась с рождения Христа в Вифлееме. В возрасте около 30 лет Христос вышел на проповедь и проповедовал и совершал чудеса 3 года, после чего был распят Понтием Пилатом по требованию народа. Через три дня Он воскрес и являлся в течение 40 дней Своим близким ученикам, после чего вознесся на небо. Через несколько дней после этого на апостолов, Его учеников, сошел Святой Дух и они приобрели необходимые свойства для проповеди Его учения по всему миру. Чем и занялись. С тех пор христианство начало распространяться по территории всей Римской империи. Последствием апостольской проповеди было возникновение христианских обществ в разных городах. Позже эти общества стали Церквами, их было основано пять: (1) Иерусалимская, (2) Антиохийская, (3) Александрийская, (4) Римская и (5) Константинопольская Церкви. Во главе Православной Церкви находится Сам Иисус Христос. Все церкви были равные, каждая руководилась своим патриархом (патриарх Римской Церкви назывался папой и ему было особое почитание как первому среди равных). Сперва христианство считали иудейской сектой, но очень скоро иудеи сами начали гонения на христиан, так как учение последних вступило в резкое противоречие с иудейским. Позже и Римская империя начала гонения на христиан, которые продолжались до четвертого века. То есть в течение почти 300 лет христиан всячески убивали, и каждый, кто в тот период принимал крещение, знал, что может погибнуть по любому доносу. В 313 году гонения прекращаются, и христианство становится государственной религией в Римской империи. Ясное дело, что отсутствие гонений положительно повлияло на распространение этого учения и постепенно количество христиан все больше увеличивалось, росло количество школ, ученых, монахов.

Период с 4 по 8 век называется периодом Вселенских Соборов. Это когда возникали споры по поводу какого-либо аспекта христианского учения. Такие споры возникали часто, потому что та истина, которую принес Христос и затем апостолы, была очень необычна, принять ее было очень непросто, и естественно, люди пытались ее исправить, сделать более удобной для себя, своего понимания. Этот период используется критиками христианства, чтобы показать, что вот, мол, сколько всего выдумали на этих соборах, чего Христос и не говорил вовсе. На самом же деле ни один собор не созывался ради того, чтобы чего-то выдумывать. Его собирали, когда споры о том или ином аспекте вероучения заходили очень далеко и накал страстей был не шуточный, так что грозило расколом в самой империи, или вопрос был очень важный. То есть была насущная необходимость выверить ту или иную мысль с камертоном христианского учения. И очень интересен процесс, как это делалось: со всех церквей созывались представители, и перед ними ставился вопрос не выдумать что-то новенькое, а просто – спрашивали как они у себя, в своей церкви верят. И вот когда все убеждались, что верили одинаково, тогда и принимались Постановления Соборов. А так как христианская церковь до 11 века была едина, то и соборы эти носили названия – Вселенские. Именно в этот период и закрепилось название «православие», как обозначающее не только верное учение, но верную, правильную жизнь (куда включается и молитвенная практика, и отношение к жизни, Богу, людям, окружающему миру), которая есть прославление Бога.

-1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот тоже мучает давно один вопрос, а задать некому. Возможно я услышу ответ здесь. ;)

 

Почему священники занимаются мужеложеством, пьянством, взяточничеством и прочими грехами?

Может быть благодаря близости к церкви они знают правду о боге и поэтому ничего не боятся?

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот тоже мучает давно один вопрос, а задать некому. Возможно я услышу ответ здесь. ;)

 

Почему священники занимаются мужеложеством, пьянством, взяточничеством и прочими грехами?

Может быть благодаря близости к церкви они знают правду о боге и поэтому ничего не боятся?

Как и в большинстве случаев, можно дать два ответа: один короткий, другой развернутый. Чтобы дать развернутый ответ, надо охватить много тем, я это планирую сделать в последующих постах, тогда можно будет дать более глубокий ответ.

 

Сейчас ограничусь коротким, и потому, довольно стандартным: они всё это делают по следующим причинам:

1. Многие христиане – плохие христиане, плохо знают и исполняют положения своей веры.

2. Бог, дав однажды человеку свободу, не отнимает ее даже у священника и насильно не делает его безгрешным, это было бы нарушением свободы человека.

3. Священники - не боги, не ангелы и даже не святые, сан не означает, что священник после его принятия автоматически перестает быть обычным человеком со всеми слабостями и грехами, присущими обычному человеку, в христианстве ничего не происходит автоматически.

4. Священник подвержен всему тому, чему подвержены обычные люди, а Бог дает помощь в борьбе с грехом только тем, кто сознательно ее просит с сам при этом борется. Да, у них есть особая благодать, дарованная Богом для пастырства, для совершения таинств. Но она сама по себе не делает человека лучше, чище, а только соединенная с работой самого человека по борьбе с грехом. Не все среди священников ведут такую борьбу, не все пришли ради высокой цели служения Богу. Введите опять расстрелы и тюрьмы за исповедание христианства – я уверен, завтра же в церкви останутся только священники с чистыми сердцем и руками (кстати, также и прихожане). А сейчас – везде, где есть возможность сладко поесть и денег получить (есть и в церкви такие места) – там всегда появятся мерзавцы (заметьте – их нет на обычных небогатых приходах). Так что и удивляться тут особо нечему. Если уж даже среди учеников Христа нашелся предатель…

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сейчас ограничусь коротким, и потому, довольно стандартным
Вообще не убедил.Что то вяленько. 
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Сейчас ограничусь коротким, и потому, довольно стандартным

Вообще не убедил.Что то вяленько. 

 

Впрос был: почему священники грешат. Краткий ответ: потому что они такие же люди как мы.

 

Не очень понимаю, в чем именно надо было убедить?

 

В том, что они безгрешны? - но это не так.

В том, что это нормально? - это ненормально.

В том, что им прощаются грехи? - не больше чем обычным людям.

 

Я показал причины с христианской точки зрения, оновные причины. Может быть мало уделено рассморению причин бытовых, социальных, которые непосредствнно служат развитию греха в среде священнкиов, - тут да, согласен. Но бытовые и социальные причины - это уже следствие тех глубинных причин, о которых я написал, их наверное сможет лучше описать человек, ближе знакомый с бытом и социальными условиями жизни служителей церкви, чем я.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Продолжим краткий обзор истории христианства.

С 11 века начинается история разделения - появление отдельно католической и православной церквей. Понятно что явление это сложное и причин было много - и политические и административно-церковные и догматические. Ситуация приведшая к расколу между западом и востоком назревала давно. Что касается политических причин, я считаю их все-же основными, так как в те времена церкви были очень сильно привязаны к государству, государственным интересам. Поэтому здесь конечно были и интересы влияния на территории, и распределение церковных доходов и власть одной церкви над другой. Главной политической силой раскола было желание римского папы заиметь главенство над всеми остальными церквями, а римского императора - над всей империей, включая Визнатию (понятно, что такое желание не встречало одобрения восточных птариархов). Сделать это было невозможно, пока в Византии был свой христианский император и патриарх. Невозможно потому, что империя по сути была христианской, и власть Констнтинопольского императора и патриарха была большая. Поэтому был только один выход - объявить восточную церковь в ереси. Тогода автоматически римский папа становился главой всех церквей, а римский иператор - главой империи. Такой подходящий повод случился: римский папа в 1014 при коронации Генриха II официально ввел добавление в Символ веры (установленный Вселенскими соборами свод христианских догм), что позволило позже, в 1054 г. объявить восточную церковь еретической, так как она отказывалась признавать такое самочинное изменение основных догматов. После этого (официально датой раскола считается 1054 год, когда посланцы римского папы отлучили от церкви восточного патриаха) и появилась римо-католическая (то есть вселенская) церковь и православная (то есть придерживающаяся правильного учения, славления, исповедания).

 

Для разговора о римской церкви как инициаторе раскола есть несколько причин:

1. До 11 века все решения касательно вероучения принимались на Вселенских соборах. Что это и как было, я рассказывал - просто опрашивали людей со всех христинаских церквей как они верят, как понимают то или иное учение, и принимали решения. То есть коллективно, с согласия всех христиан и только по этому согласию определялось то или иное догматическое учение церкви.

2. В 11 веке римскими папами был нарушен этот порядок и самостоятельно был введен новый догмат, который абсолютное большинство других церквей христианских не приняло. То есть они сознательно и намеренно отклонились от единства христинаского вероучения.

3. Православная церковь после отделения от нее католической церкви не меняла и никаким образом не дополняла то учение, которое было одобрено Вселенскими собрами, то есть коллективно и практически единогласно.

4. Католическая церковь вышла из раскола:

- с новым догматом;

- с римским папой - главой над всеми другими католическии иерархами;

- с мнением о том что православное учение еретическое.

 

После раскола западная и восточная цекви начали развиваться каждая по своему направлению. Католическкая церковь продолжила свои изменения догматиеского христианского учения, такми образом все больше становились различия двух церквей в догматике, обрядности, духовной жизни.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

: почему священники грешат. Краткий ответ: потому что они такие же люди как мы.   Не очень понимаю, в чем именно надо было убедить?
Педофилы!!!??? Насильники!!!!??? Как мы!!!????????????????????????????????? Извините,прошу не обобщать,я,лично,НЕТ! 

Грех....А что такое грех? Общаюсь каждый день с мусульманами.Точнее с с женской ее половиной. В мечети горбатятся в свои 75. Они не знают что такое грех. Свинину не едят-вот и весь грех. Водка,мат... само собой....Хотя и самогон гонят.Да и то проскакивает ёбтить...)))

Убеди,Нет,не так.ОБЪЯСНИ УБЕДИТЕЛЬНО почему такое "говнявое отброшество" - "священники".При чем не зависимо от веры.Их бы засчленить,так нет,они ж "святослужащие".Да С х"уяли!!!!!!!!!!!!!!!! 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ОБЪЯСНИ УБЕДИТЕЛЬНО почему такое "говнявое отброшество" - "священники".

 

Обязательно остановлюсь подробно на этих вопросах, чуть позже, но не сейчас. Перед ответом на них нужно осветить несколько важных блоков информации, для наилучшего понимания.

 

Так что, кратко:

 

Автолюбитель73, вот есть в ГИБДД взяточники, есть в МВД и преступники. Кто-то пойман, кто-то нет. Почему они там? Я так думаю что потому, что мерзавцы есть в любом человеческом сообществе. Где их больше? - почти навеняка в тех сообществах, где есть власть и деньги. К сожалению, такие места есть и в церкви - и мы видим мерзавцев и там... Да, они вдтойне мерзавцы потому что в отличие от обычных преступников изображают священника, то есть человека который должен по своему статусу быть макимально порядочным. Так что оветом может стать - потому что в церкви есть такие места, должности, связанные с деньгами и властью. А такие места всегда привлекают мерзавцев... Почему их не выкидывают оттуда - ответ боюсь будет такой же - потому что - рука руку моет. Это не значит что все такие или большинство такое, это просто значит, что подлый человек принесет свою подлость всюду, и церковь - не исключение. Она даже более беззащитна перед такими мерзавцами, потому что более закрыта, потому что у ней нет свое службы внутренней безопасности, а священнослужители в силу жесткой иерархии и закрытости довольно зависимы и не имеют большой свободы в отношении руководства, обладающего полнотой власти. Но, вы знаете, при этом в церкви много, очень много обычых честных священников, коотрые служат, несмотря на эту грязь, несмотря на низкие доходы, не смотря ни на что. Есть огромное количество людей, знающих о таких мерзавцах в церкви и тем не менее - участвующих в таинствах. Все дело в том, что таинства совершает Бог, а не человек. И если человек с чистым сердем или стремлением пришел к мерзавцу-священнику, таминство все равно севершится, не в силу того что священник достоин, а в силу того что Бог это тоаинство совершит для того человека с читсым сердцем.

 

А что такое грех?

 

Вопрос, опять же, серьезный, не хочется в двух предложениях. Но раз спросили, кратко:

 

в православи грех - это дословно "не попадание в цель", промах. Как если бы человек создал ракету которую бы запрограмировал на полет на Марс. Снабдил бы ее нтеллектом и запустил бы в космос. Вот летит себе эта ракета, на нее действует куча законов, сил (притяжения, тяготения, и пр.), в ней самой все построено с умом, раобтает все по определенным законам, взаимодействует по опредленным схемам, все создатель в нее заложил, чтобы она точно достигла бы Марса. Но вот она решает своим интеллектом, что не хочет на Марс, а хочет, например, на Юпитер. И вот, из-за этого промаха, начинают нарушаться все внутренние процессы, которые были запрограммированы на полет именно на Марс: топливо заканчивается, масло на исходе, сбиты координаты, ракета теряет управление и разрушается со временем, наткнувшись на какой-нибудь астероид.

 

Так вот, грех - это такое действие человека, которое нарушает замысел Бога о человеке, мешает человеку двигаться в тут сторону, для движения в которую его создал Бог. От такого действия начинает нарушаться устроение души у человека, она просто травмируется, ей становится все тяжелее и тяжелее выполнить  главный замесел Бога. Замысел этот - обожение человека. То есть стать подобным Богу, стать богом. Это значит, в свою очередь, что человеку нужно такми образом сформировать свою душу, чтобы она стала способной к богообщениию, самому тесному и непосредственному общению с Богом. Для этого был создан человек, к этому он предназначен. А так как Бог есть любовь, то и человек для максимального общения с Богом должен максимально в себе развить любовь.

 

То есть грех - это все что ранит душу человека, мешает жить любви в душе человека.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

есть в ГИБДД взяточники, есть в МВД

где есть власть и деньги. К сожалению, такие места есть и в церкви
Хм.Слово то какое подобрал_сообщество. Все это называется просто-СИСТЕМА.Одна шайка-лейка.Это обойма,и те,кто ходит в рясе,молится там кому то и верит что все будет хорошо,назовем просто-наивный утопист,холостой выстрел.Вроде ходит,проповедует,вещи правильные говорит...Только на этом все и заканчивается.Это только в кино систему рушат на право и на лево.

грех - это все что ранит душу человека
Ты все еще думаешь что на этом свете нет "не раненых в душу"? :huh:
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Итак, раскол образовал две основных христианских церкви - католическую и православную, они уже не были едины, а последующее развитие католической богословской мысли только увеличило этот разрыв. Если православие как до раскола, так и сейчас исповедует одни и те же вероучительные истины, то для католицизма их дополнение во время раскола стало уже, видимо, необходимостью... Так появились в католичетсве, например, выдача индульгенций (освобождение от наказания за уже прощенный в таинстве исповеди грех, за счет заслуг святых), догмат о непогрешимости римского папы (кстати они до сих пор в католичестве действуют) и пр.

 

Конечно православные епископы тоже с властью вовсю сотрудничали, без этого и нельзя было, особенно после захвата Констнатинополя - попробуй с захватчиками-муслимами не посотрудничай - мигом вырежут всех христиан. Но чего объективно никогда не было в православи - это изменения вероучения, добавления новых догм или учений, которые не были бы поддержаны всеми остальными православными на вселенских соборах.

 

В итоге многочисленные искажения христианства в католическтве привели к тому, что в 16 веке появился протестантизм, отколовшийся от католичества, он так и называется в знак протеста против католичекого учения. Понятно, что политика присутствовала и тут - все-таки бобьшие территории теряла католическая церковь, и войны там велись нешуточные... Но все же протестантизм появился и стал самостоятельным направлением в христианстве, хотя позже и он распася на множество различных течений и направлений.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почему лозунг "Православие или смерть" запрещен и признан экстремистским? 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почему лозунг "Православие или смерть" запрещен и признан экстремистским? 

очевидное же.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

зашел случайно в тему почитать. Спасибо REC, интересно и без фанатизма - только факты. А то думал кто-то проповедовать начнет, а здесь все по светски

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почему лозунг "Православие или смерть" запрещен и признан экстремистским?

 

Этот лозунг взяли себе еще в 20 веке афонкие монахи одного монастыря, когда протестовали против сближения с католичеством, имея в виду что переход в католичество будет для них означать смерть. У нас он понравися разным радикальным движениям, его естесствено начали печатать где ни попада, в том числе и на футблках, выглядит-то он красиво, бруталльно, модно...

 

В итоге, запертили его потому что им заинтересовалась прокуратура, и суд после проведения экспертизы вынес об этом свой приговор, и минюст на основани этого приговора внес этот лозунг в список экстремистских. В качестве обоснования там обычные канцелярская муть, типа что ущемляет, дискриминирует, разжигает и т.п. Была еще одна кспертиза, еще один суд, выводы которых противоположны - они не нашли в ней ничего противозаконного, но решение первго суда это не отменило, и Мин.юст, видимо, решил на всякий случай не исключать этот лозунг из своих списков.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

зашел случайно в тему почитать. Спасибо REC, интересно и без фанатизма - только факты. А то думал кто-то проповедовать начнет, а здесь все по светски

 

Спасибо, Alf! Наверное потому, что мне самому интересно)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

мне вот интересны пары "православие и богатство" и "церковь и богатство".

католические вообще без украшений, и для меня это более понятно.
 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На самом деле очень интересная пара.

Насчет богатства вообще. В православии считается, что никакие материальные вещи сами по себе не несут никакого негативного смысла: оружие, деньги, драгоценности, вещи, машины и т.д. – это просто вещи. Негатив начинается там (и только там) где есть движение человеческого сердца ко греху. Так что богатство само по себе не рассматривается как нечто негативное, просто указывается что человеку, имеющему много богатства, тяжело не попасть от него в зависимость. Вот эта зависимость уже может быть негативной, потому что подчиняет волю человека.

О богатстве храмов и церкви.

Что касается украшения храмов. Еще со времен Византии, где христианство было государственной религией, было принято всячески украшать и богослужения, и все этому сопутствующее. Христианство воспринимает человека как цельную личность, не чистый дух и не чистая материя, а именно цельное существо, состоящее из тела, разума и души. Все это создал Бог, а поэтому совершенно естественны и благословляются церковью все их свойства: это и стремление к красоте, и стремление к наслаждениям, и стремление к знанию, к совершенству, радость и смех, ненависть и гнев, все наши органы чувств - это все дано человеку от Бога. Другой вопрос, что человек все эти дары искажает, но это другой уже разговор. Так вот в православии считается, что как внутреннее состояние, настрой человека оказывает влияние на его поведение, так и внешние действия, явления и предметы, которые человек воспринимает своими органами чувств, оказывают влияние не его внутреннее устроение. Отсюда – все внешнее, что присутствует в православии – и поклоны и иконы, и одежда священников, в том числе и красота храмов, всё нужно для того, чтобы помогать человеку двигаться ко спасению, давать нужный настрой для молитвы, ведь это религия торжества, радости, победы над смертью, религия Божьего Царства, которое стало близко, спустилось на землю. Именно поэтому красота и богатство убранства храма в христианском представлении стали прообразом красоты и совершенства Царствия Божьего, символизировала собой рай. То есть для нового тогда христианского мировоззрения важным было выделить пространство храма из обыденности и дать людям хотя бы через внешнее великолепие ощутить красоту Царствия Божьего. Опять же, «Где сокровище ваше, там и сердце ваше» - храм для многих и многих людей был местом встречи с Богом, и как самое дорогое сердцу место его просто не могли не украшать.

Что же касается степени богатства и роскоши храмов - это уже на любителя, дело личного вкуса – есть храмы роскошные, есть скромные. Мне, например, пышная роскошь тоже совсем не нравится, и, поверьте, в любом городе достаточно простеньких и небогатых храмов, в них, на мой взгляд, гораздо комфортнее. Безусловно, украшать стараются и в них, но скромно и не кричаще.

Что касается богатства церкви как организации, богатства ее служителей.

Надо сразу оговориться, вспомнив предыдущий пост о грехе, что когда мы говорим о православном учении – это то, что оно несет в мир, что предлагает людям в качестве основы жизни – вроде рекомендаций Минздрава о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым; когда же мы говорим о реальной практике жизни – мы изучаем историю патологий и болезней. Так и в религиозной жизни.

Конечно по своей сути и монашество и церковь не должны пребывать в роскоши – ведь основное их предназначение это вести людей ко спасению, к Богу, а богатство тут явно плохой помощник. И православное учение всегда стояло на этой позиции, то есть не отрицало само богатство, но напоминало, что без него - легче. Но зачастую в этом вопросе практика с учением расходилась, - и поэтому наряду с тысячами честных священников в церкви всегда присутствовали и стяжатели, которые личное обогащение ставили целью в жизни, и тогда все то внешнее, что есть в церкви – должности, иерархия, богатство, привлекало их не возможностью послужить Богу, а возможностью получить деньги и власть, и начинало использоваться недолжным образом. А где кусок грязи виднее – на помойке или на чистой простыне? Так и здесь – помаленьку вся церковь стала ассоциироваться вот с этими кусками грязи, потому что они – на виду… Безусловно это порочная ситуация, и церковь вряд ли своими силами из нее сможет вырваться. Лично моя точка зрения такова, что в этом ей должно помочь государство. Мне очень нравиться практика некоторых зарубежных стран с церковным налогом. В основе лежит идея о том, что прихожане должны сами содержать свою церковь, свои храмы. По сути сейчас так и происходит, но вот только система получения от прихожан денег построена как-то очень уж таинственно: пожертвования, которые непонятно кто и когда делает, куда они потом идут и на что тратятся… То есть, к примеру, если вы православный, вы регистрируетесь в качестве такового в налоговых органах и с вашей зарплаты идут отчисления на вашу церковь. Автоматически убираются так называемые «пожертвования» на требы и таинства, система доходов и расходов церквей становиться прозрачной, священство вырывается из зависимости от спонсоров жертвователей, прихожан и начальства. Хотя, в рамках нашей коррупционной действительности не знаю даже, насколько возможна такая схема…

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Три ветви христианства.

Так сложилось, что на сегодняшний день христианство разделилось на три основных ветви: православие, католицизм, протестантизм. В этом посте попробуем проследить основные вехи развития православия, преимущественно -  в России.

История православия сложилась так, что после отделения от него католичества, его оплотом стала Византия, страна с серьезно разработанной культурой мысли, как философской, так и религиозной. Однако Византия пала в 15 веке и таким оплотом стала Российской государство. После захвата Константинополя православие конечно не умерло там, но находилось под гнетом мусульман. Конечно, православие распространялось и на другие страны и народы, но вовсе не столь масштабно. В России расцвет православия пришелся на 13-14 века, это время святых, монахов, развития духовной жизни; после чего наблюдается сложный процесс его духовного угасания при внешнем расцвете... Про этот период стоит рассказать поподробнее. К началу 16 века и первую его половину ведутся споры нестяжателей (последователи подвижника Нила Сорского) и иосифлян (последователи Иосифа Волоцкого), которые заканчиваются во время правления Ивана Грозного победой последних. Политически это был важнейший период в истории России, формировалось единое государство, укреплялась централизованная власть. Надо сказать, что к этому времени церковь уже была довольно тесно связана со светской властью (как я уже писал, в те времена религия была делом публичным, не частным), владела обширными землями. Идеология же Иосифа Волоцкого закрепляла это положение вещей, более того, она указывала на царя как помазанника Божьего и закрепляла за ним полную (и единоличную!) власть над жизнью подданных. Именно иосифляне явились главными идеологами утверждения абсолютной монархии, и слияния церкви и государства. Нил Сорский и его последователи выступили с резкой критикой такой идеологии. Сам факт этот сам по себе очень важен, он показывает, что идея слияния церкви и государства не является частью православного вероучения, но притягивается в нужное время с использованием якобы вероучительных аргументов. Дело в том, что в православии действительно есть положения, которые призывают не конфликтовать с властями, потому что это не является обязательным для спасения, и поэтому очень легко воспользоваться такими положениями, придать им нужный акцент, усилить в определенных местах. Иосифляне именно это и сделали: формула «нет власти не от Бога» у иосифлян означает, что царь это помазанник божий и полноправный властитель и тел, и душ, и имущества подданных. Примечательно, что именно монахи, серьезные знатоки православия, под руководством Нила восстали против этой идеи, и против идеи о слиянии церкви и государства, и против идеи о богатстве церкви. Они утверждали, что в этой формуле «власть» имеет значение той иерархии, которая принята и установлена в данный момент в обществе, а не о том, что именно каждый конкретный правитель есть божий помазанник с неограниченными полномочиями. Они отказывают этому правителю во власти над душами подданных, и тем более над церковью, более того, их устами звучит призыв к царю сформировать представительский орган власти и в принятии решений советоваться с ним. Впоследствии, именно эти идеи лягут в основу земских представительств. По мнению нестяжателей, монастыри не должны владеть селами и людбми, кормиться только своим трудом либо наемным (а не бесплатным крестьянским), а сама церковь должна быть отделена от государства и личности царя. Понятно, что такие передовые идеи в остро нуждающемся в государственной идеологии молодом государства всерьез никого не заинтересовали и в том споре победили иосифляне. Церковь сближалась с государством все ближе. В 17 веке произошел раскол, когда строгим указом «сверху» изменив некоторые внешние обряды, всех несогласных с этим изменением перевели в разряд еретиков. В то же время во время раскола из-за неповиновения церковным изменениям государство приняло на себя роль палача и преследовало от имени церкви людей, зачастую казня раскольников, и именно идеи иосифлян дали идеологическую почву для этого… Пусть это и не было столь массово и тотально, но такие страницы из истории не выкинешь. В 18-19 вв. процесс сближения завершился практически полным слиянием церкви и государства: Синод стал государственным органом, регулирующим политику церкви, священники, храмы получили дополнительную социальную нагрузку: их стали использовать в качестве государственных чиновников, органов регистрации, и т.д. На мой взгляд, такая политика государства привела к тому, что в церкви оказалось слишком много людей, которые туда пришли не по призванию и искреннему желанию служить, а в силу иных социальных причин. Поэтому неудивительно и объяснимо становится поведение многих людей по отношению к церкви уже в веке 20м…

История русской церкви в начале и середине 20 веке – это эпоха новых гонений, когда были расстреляны сотни и сотни священников, уничтожено сотни и сотни храмов, монастырей, семинарий, когда за открытое исповедание православия человек мог потерять работу, в храмы детей носили крестить тайком. Государство жестко контролировало эту сферу и предохраняло от контактов с церковью большинство населения Союза.

Конец 20 века характеризуется в России расцветом православия: восстанавливаются храмы, монастыри, увеличивается количество верующих. Вообще в такой ситуации как сейчас, православная церковь в России оказалась впервые – с одной стороны, она официально, по Конституции, отделена от государства и имеет возможность строить свою политику исходя из своих убеждений, а с другой, государство не гонит ее, а скорее пытается использовать ее в своих целях, всячески поддерживая. Такое положение для церкви ново, и по сути она только учится жить в новых условиях, когда православие не обязательно для всех, а критиковать церковь считается хорошим тоном. С моей точки зрения, это безусловный плюс, потому что именно в этих условиях:

а) никакие внешние факторы насильно не принуждают человека к идентификации себя как православного, а значит, предоставляют свободу выбора, и

б) не нужно бояться никаких репрессий за исповедание своей веры;

в) возможна критика церкви, ее позиций, политики и пр. Я считаю это очень полезным для церкви, потому что внешняя критика всегда мобилизует, бросает вызов, не дает закостенеть и зачахнуть, дает работу мысли.

Но есть и свои минусы, риски: если для советского времени негативное отношение к церкви приводило к тому, что туда люди шли только по серьезному и глубокому убеждению, то в условиях, когда церкви открыты, а крестят в детстве, много людей относится к религии достаточно формально, соблюдая некоторые внешние формы (а часто и не соблюдая, а просто по факту когда-то давно состоявшегося крещения идентифицируя себя с православием), но по факту своей жизни почти ничего не знают о своей церкви.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Такое долгое и нудное (хотя на самом деле - очень поверхностное)  описание истории приведено выше, потому что, на самом деле, это первый вопрос, который я себе задал, когда задумал изучить православие: мне было совсем непонятно, откуда у нас католики, православные, протестанты и пр., в чем суть их противоречий. Когда немного с этим вопросом разобрался, начал изучать собственно православное вероучение. В данном посте я немного расскажу о том, как и почему вообще вдруг я начал все это изучать.

Начать я решил именно с того креста, который висел у меня на шее. Кто на нем висит, почему именно крест, Кем был Христос и что именно он сделал. Да, я слышал, что Он всех спас, что искупил грехи, но честно говоря, это были слова, за которыми для меня не было никакого смысла. «От чего спас? Как именно спас? Почему вообще нас вдруг понадобилось спасать, и главное - какое это имеет отношение ко мне сейчас, спустя 2000 лет?!?» – вот вопросы, которые для меня были непонятны. Скажу больше – они даже и не были мной сформулированы. Собственно, если бы не одно обстоятельство, я бы, наверное, так и не приступил бы к формулировке этих вопросов и тем более – к поиску ответов на них, потому что всю свою не долгую жизнь до этого момента жил себе спокойно и без этих вопросов и ответов, просто не задумывался, не видел необходимости в них. Еще в багаже моих знаний тогда был рай, куда попадали хорошие человеки, которые соблюдали заповеди, и ад, куда шли всевозможные нарушители последних. Сами понимаете, что с таким скудным багажом ответить на эти главные вопросы самому было просто нереально.  Соответственно, встал вопрос, а какими источниками пользоваться для того, чтобы их понять? Пространства интернета предлагали огромный выбор информации о христианстве – кто только не высказывал свои точки зрения на него. Но прежде, чем изучать разные точки зрения, я решил, что будет правильнее сначала узнать, что само христианство о себе говорит, то есть понять его внутреннюю логику и смысл. И начал с первоисточника, с Нового Завета. Соответственно, источники брались православные, так как история христианствя ясно мне показала, что именно После прочтения появилось стойкое убеждение, что человек это выдумать не может. Однако вопросы по-прежнему остались, я понял, что моей подготовки просто не хватает, чтобы на них ответить, и начал копать дальше. Этот процесс у меня занял несколько лет, и хотя, конечно, многое еще не изучено, но вот на эти главные вопросы я для себя ответы нашел, и они мне показались достаточно убедительными. О них – в следующем посте.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу