Цукерберг между миллионом и миллиардом

4 сообщения в этой теме

В российский кинопрокат выходит «Социальная сеть» – фильм Дэвида Финчера о создателе социальной сети Facebook Марке Цукерберге и его непростых отношениях с первыми партнерами по бизнесу. Картина уже успела возглавить американский бокс-офис и наделать немало шума.

Американские продюсеры не в первый раз берутся за тему деловой этики в индустрии хайтека. 10 лет назад в фильме «Пираты Силиконовой долины» режиссер Мартин Бурк показал историю противостояния Microsoft и

pple – там тоже не обошлось без скандалов и взаимных обвинений. Но «Социальная сеть» – первый пример столь масштабного препарирования истории глобального интернет-бренда.

В Facebook старательно делают вид, что фильмом Финчера крайне недовольны. Представители компании вроде бы даже давили на продюсеров, чтобы те сгладили некоторые шероховатости сценария. Сам Цукерберг ворчал, что у фильма хороши лишь художники по костюмам, угадавшие его стиль в одежде – «например, майки такого же цвета, или вот толстовка G

P». Хотя потом довольного Марка, говорят, несколько раз заставали в кинотеатре за просмотром картины вместе с друзьями и сотрудниками.

Объективной истории от Финчера, впрочем, никто и не ожидал. «Социальная сеть» – экранизация полудокументальной книги Бена Мезрича «Миллиардеры поневоле», почти полностью основанной на свидетельствах Эдуардо Саверина – одного из сооснователей Facebook, обиженного на Цукерберга и на весь мир. Более того, и Финчер, и автор сценария Арон Соркин постоянно подчеркивают, что сами в Facebook не зарегистрированы, ничего о соцсети до подготовки фильма не знали и, вообще, считают ее забавным увлечением инфантильной молодежи. Тем интереснее наблюдать, как авторы справляются с незнакомым материалом. Финчеру нужны были не реальные подробности, а схема и примета времени. Но у него получилось кино не только о людях, предательстве, духе и материи, но и нечто большее – энциклопедия американского стартапа, своеобразная инструкция по применению.

Основное повествование занимает полтора года, от зарождения идеи до первого миллиона зарегистрированных пользователей. О том, что Facebook стала сверхуспешной, мы узнаем только потому, что режиссер периодически переносит действие картины в наши дни, когда бывшие партнеры Цукерберга пытаются в суде доказать свои права на компанию. Но если накал страстей вокруг Facebook и демонизм ее главного основателя явно преувеличены, то суть студенческого стартапа передана вполне достоверно.

Типичная университетская среда. 40–50% американских стартапов – бизнес-идей, уже оформленных в виде заявок на финансирование от венчурных фондов и частных инвесторов, – приходит именно из университетов. Финчер хорошо показывает, что университет может быть одновременно и катализатором идеи, и инструментом для ее реализации. Для хорошего стартапа нужен не только холодный расчет, но и эмоциональный заряд. В большом университете (тут речь о Гарварде), где потребность в самореализации как нигде высока, таких зарядов – хоть отбавляй. Для 19-летнего Цукерберга толчком к творчеству якобы стало расставание с девушкой, диалог с которой в первом же эпизоде задает ритм всему фильму. Университет оказывается еще и удобной площадкой для тестирования задумки. Не случайно Джефф Джарвис называет университеты «лучшей моделью большого мира». Свои первые социальные эксперименты Цукерберг проводит как раз на однокурсниках.

И если говорить о рецептах, то типична и область интересов Цукерберга – интернет и социальные сети. Соцсети – главный стартап-рынок последнего десятилетия. Почти никто не хочет изобретать новые поисковые движки, а вот сети для общения привлекают тысячи молодых предпринимателей. И фильм Финчера выходит на пике этого бума, немалую роль в котором сыграла история самого Цукерберга, показавшего как можно «сделать миллиард», не вставая из-за парты. Фильм даже дает повод порассуждать о современном тренде – переходе от универсальных соцсетей к специализированным. Первый сайт Марка Facemash, предлагающий оценить сексуальность студенток по фотографиям в локальной сети университета, – сам по себе достойный нишевый проект, основанный на рейтингах и голосованиях.

Цукерберг у Финчера – не столько генератор удачных идей (если он что-то и генерирует, то случайно), сколько хороший программист и аккумулятор нового знания. Именно у таких и есть шансы на успех. Начинающий интернет-предприниматель должен хоть что-то понимать в программировании и желательно непосредственно участвовать в создании прототипа. У аутичного Цукерберга это получается довольно ловко. В фильме он не очень склонен к общению, куда больше его привлекает экран лэптопа. Но зато он внимательно слушает: то, в чем его потом в течение всего фильма обвиняют бывшие партнеры Эдуардо Саверин и близнецы-аристократы Винклевосс, никак не воровство идей, а лишь грамотное копирование с последующей адаптацией. Да и какие сегодняшние стартапы нельзя упрекнуть хоть в каком-нибудь заимствовании?

Ключевая бизнес-интрига фильма – легкий выбор Цукерберга между ангелом-хранителем Саверином и бесом Шоном Паркером. Паркер – легендарный предприниматель, основатель Napster и enfant terrible американского интернет-рынка – оказался для молодого предпринимателя главным проводником в мире славы и денег. На рынке стартапов таких принято называть «менторами». Именно он дает Цукербергу несколько универсальных советов и программных установок: «Частная жизнь – пережиток прошлого», «Раньше люди жили в городах, теперь они будут жить в интернете».

И главное: «Миллион долларов – это не круто.Ты знаешь, что круто? Миллиард». Выбор между Саверином и Паркером – еще и выбор модели развития. Правильный и сомневающийся Саверин тащил Цукерберга к миллиону, наглый и отвязный Паркер – к миллиарду. Финчер лишь иллюстрирует старый урок: если твой сервис получил больше 500 000 пользователей за первый год работы, не торопись его продавать, какой бы привлекательной не казалась первая цена. Без заветов Паркера Facebook наверняка была бы продана либо Yahoo, либо Microsoft, директор которой, Стив Балмер, предложил $15 млрд за компанию осенью 2007 года – и в ответ получил лишь недоуменный взгляд от 23-летнего Цукерберга.

Самый же главный совет Финчер невольно дает не будущим основателям стартапов, а их потенциальным инвесторам. Саверин и братья Винклевосс могут, конечно, чувствовать себя обманутыми (хотя это еще как посмотреть: Эдуардо в результате получил свои 5% компании на сумму больше, чем $1 млрд, а братья отсудили у Цукерберга $65 млн), но обманули они себя сами. Им казалось, что стартап – это совместно придуманная ими социальная сеть. Хотя, похоже, как учит нас теория управления талантами, истинным стартапом во всей этой истории была личность по имени Марк Цукерберг.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хотите убрать блок рекламы? Авторизуйтесь

Loading...

Фильм порадовал.

Все сбалансировано, атмосфера необычная. Картина не столько о Facebook-е, сколько об отношениях Марка Цукерберга, Эдуардо Саверена и кампании. Оригинальный ход с переплетением судебного процесса и основных событий жизни главных героев.

Теперь ждем, когда снимут кино о Сергее Брине)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Теперь ждем когда снимут кино о Сергее Брине)
а что у него то?) у них то как раз все было стабильно)
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу