Что надо сделать, чтобы бензин начал дешеветь?

3 сообщения в этой теме

Сегодня, в среду по всей стране прошла массовая акция протеста против неконтролируемого роста цен на топливо и как следствиме резкого удорожания бензина.

Профсоюзы требуют от государства ввести контроль за ценами и снизить их, чтобы топливо стало доступным. Кроме того, дорогой бензин «разгоняет» инфляцию и снижает покупательную способность каждого из нас. Это вдвойне обидно - ведь в России и в Америке он стоит одинаково, хотя доходы американцев куда выше среднероссийских. Почему так происходит, и как изменится ситуация на топливном рынке к концу года?

Профсоюзы, организовавшие мероприятие, собирают подписи россиян под обращениями к президенту и правительству с требованием ввести в действие механизм регулирования цен на нефтепродукты. В частности, предлагается ввести государственный контроль за стоимостью бензина и снизить их до уровня, соответствующего доходам населения. Кроме того, в качестве одного из требований выдвигается возможность компенсации государственным автопредприятиям убытков, вызванных удорожанием топлива.

Действительно, эта проблема становится для России все более серьезной. Средняя цена литра бензина, по данным Росстата, составляла в конце августа 23,28 рублей за литр. Но в ряде городов, например, во Владивостоке, только за одну неделю августа она выросла на 0,5%. В начале июля стоимость бензина Аи-95 на АЗС этого города выросла до 28,29 рублей за литр. А литр бензина Аи-92 подорожал до 27,09 рублей за литр. Это напрямую влияет на рост инфляции. Кроме того, такие цены становятся не по карману простым россиянам, доходы которых намного ниже среднего уровня в развитых странах. Нынешние цены на российских заправках примерно сопоставимы с американскими. В настоящее время в среднем по США цена галлона (3,78 литра) бензина составляет порядка 4 долларов. Для сравнения, еще в мае галлон стоил около 3,85 долларов. Американцы, несмотря на сравнительно высокие средние доходы, резко критикуют власти за то, что те допустили такое подорожание. Неудивительно, что терпение россиян тоже стало подходить к концу.

Чтобы понять, почему топливо в США стоит столько же, сколько и в России, при том, что они его покупают а мы, наоборот, продаем, нужно знать, из чего складывается стоимость литра бензина. По словам аналитика топливного рынка Константина Батунина, до 60-70% в цене на единицу топлива в России составляют налоги. В США эта цифра не превышает 30%. Туда же добавляются производственные и транспортные издержки. Важная составляющая цены - прибыль производителя, которую он кладет себе в карман. Как сказал К. Батунин, ссылаясь на одного из представителей нефтяного бизнеса, «та маржа, что делается сейчас у пистолета - фантастическая, такого нет нигде в мире». По оценке эксперта, она превышает 5-10%, а, возможно, в ряде случаев доходит и до 20%.

Дело еще и в том, что в США принципиально по-другому построена система нефтепераработки, говорит аналитик ИК «Баррель» Анна Анненкова. Большинство НПЗ страны расположены на побережье, что делает транспортную составляющую для всех регионов страны одинаковой. А это означает реальную, а не фиктивную конкуренцию. В России же все иначе. Наша система транспортировки и переработки нефти строилась в те времена, когда страна была единой, и НПЗ просто ставились в определенных точках на всем протяжении трубопроводов. Получается, что и сейчас заводы могут получать нефть лишь из одной трубы. Покупка ее у других производителей с транспортировкой, например, по железной дороге нерентабельна. В итоге каждый НПЗ зависит от своего участка трубы «Транснефти» - вместо конкуренции налицо сплошная монополия. И, как следствие, высокие цены.

Что касается самой переработки нефти, то в США ее уровень - один из самых высоких в мире, говорят эксперты. Страна использует самые передовые технологии, что дает возможность производить качественный продукт со сравнительно невысокой себестоимостью. У нас технологии устаревшие, затратные, а ноу-хау приживаются крайне медленно. В результате глубина переработки нефти достигает там 90%, а в России - 72-74%. Это тоже влияет на стоимость конечного продукта.

Но вернемся к ценам. В последние две недели бензин в российских регионах начал несколько дешеветь, говорит К.Батунин. Это связано с тем, что нефть за короткое время резко упала в цене - со 140 до 100 долларов за баррель. В результате оптовые цены снизились, а розничных этот процесс пока не коснулся. Это не является нормой. В тех же США, по словам эксперта, розничные цены куда более гибкие. У нас же при любом резком росте цен спрос на моторное топливо не падает, а это означает, что продавцы не видят для себя резона снижать их. Гораздо выгоднее получать ту самую «фантастическую маржу».

Дальнейшая судьба цен на бензин зависит от трех составляющих. Первая - уровень мировых цен на нефть. Вторая - традиционное для ноября-декабря снижение спроса на моторное топливо, что тоже скажется на ценах. Третья - активизация политики Федеральной антимонопольной службы, которая до конца года намерена серьезно прижать нефтяников. Как заявила А.Анненкова, уже в этом месяце начались процессы по выявлению картельных сговоров среди участников рынка. Как раз сейчас в нарушении закона о защите конкуренции обвиняется одно из региональных подразделений «Газпромнефти». Таких дел может быть больше.

Все это в совокупности приведет к тому, что розничные цены опустятся вниз, уверен К.Батунин. По его оценкам, если стоимость нефти будет держаться на нынешнем уровне, то снижение будет плавным, примерно на 5-10% от нынешнего уровня до конца года. По оценке А.Анненковой, цены на высокооктановый бензин снизятся не более, чем на 5-8%. За последний год они выросли на 15-20%, что не так уж критично, хотя и выше инфляции. Другое дело - дизельное топливо и авиационный керосин. С лета прошлого года они подорожали на 80%, и это очень много. Если ФАС удастся доказать наличие картельного сговора, то к концу года эти виды топлива подешевеют на 15-20%. Кроме того, у государства сохраняется возможность «прижать» цены административными резервами. Однако, как показывает практика, искусственная заморозка ничего не решает - после ее отмены все возвращается на круги своя. Поэтому лучше сосредоточиться на рыночных мерах - борьбе с засильем монополий и развитии конкуренции. Государство со своей стороны может лишь снижать налоги за экспорт качественных нефтепродуктов или увеличивать штрафы за производство плохого и экологически вредного топлива.

Аргументы и Факты

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хотите убрать блок рекламы? Авторизуйтесь

Loading...

Путин бы рад снизить цены, но...он о нас же заботится...

Премьер-министр РФ Владимир Путин считает, что резкое снижение цен на бензин в России приведет к тому, что нефтяные компании будут продавать свою продукцию за рубеж, и возникнет дефицит топлива в стране. Так он прокомментировал инициативу лидера партии "Справедливая Россия" Сергея Миронова, который обещал в случае победы на президентских выборах снизить цены на бензин Аи-95 и дизельное топливо до 15 руб./литр.

"Снизить мы можем, но это приведет к тому, что возникнет дефицит, "вымывание" товара. Буквально двух-трех дней будет достаточно. Компании просто не будут производить этот продукт, будут делать из нефти другие продукты и гнать их за рубеж", - пояснил премьер.

Читать полностью: http://top.rbc.ru/economics/06/02/2012/636534.shtml

Как в других нефтедобывающих странах с этим справляются...загадка...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Компании просто не будут производить этот продукт, будут делать из нефти другие продукты и гнать их за рубеж", - пояснил премьер.
Точно!Будут гнать спирт электролизный и финам втюхивать... :laugh:
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу