Образы помещиковплантаторов овеяны в романе ореолом своеобразной романтики. Иначе не пели бы об этой борьбе по дорогам и селениям слепые гитаристы, не складывали бы о ней безымянные поэты своих сказаний. Прозаичнее, ожесточеннее и страшнее та борьба, которая последует за борьбой феодалов. Это будет борьба за землю уже не для того, чтобы заставить её давать золотые плоды. Это будет борьба за то, чтобы выгодно продать её иностранному хищнику, получив при этом возможно большую долю барыша. И в этой борьбе, когда споры решаются не выстрелами на дорогах, а переговорами в конторах и канцеляриях, уже не будет никакой романтики. Экспортеров совсем не трогает вся эта поэзия золотых плодов, они люди пришлые, всего лишь посредники, они пришли, когда борьба за землю уже кончалась, да они и не любят эту землю, а любят больше всего деньги, крупный бизнес. От страницы к странице растет этот страшный образ. От страницы к странице растёт в романе другой собирательный образ образ бразильского народа, который ищет своего пути. Не сразу и не просто находит он этот путь. Их земля это их любимое детище, она заменяет им всё на свете.
![чертежная принадлежности чертежная принадлежности]()